«Дело Серебренникова» может быть отвлекающим маневром
Как стало известно «» из достоверных источников, на днях из тюрьмы могут выпустить Нину Масляеву, бухгалтера «Седьмой студии», дело которой уже месяц как будоражит не только один театральный мир. Даже тот, кто театру прежде предпочитал прочие увеселительные заведения, например пивные, теперь знает имена (Серебренников, Итин, Масляева, Малобродский), пароли (миллион двести тысяч и двести миллионов рублей), а также явки («Гоголь-центр» и «Седьмая студия» на Винзаводе). И неважно, что в голове все перемешалось, как водка с пивом да под воблу, — важно, что людей приобщили к прекрасному. А оно оказалось не таким уж и прекрасным. В том, что театральный мир честен, массового зрителя хочет переубедить ряд деятелей театра на акции, намеченной на 28 июня. Но обо всем по порядку.
Алексей Малобродский в зале суда. Фото: агн «москва»По нашим данным, Масляева вроде бы признала, что порядка 90 миллионов рублей из суммы, выделенной Минкультом на развитие современного искусства, были выведены через подставные фирмы. За это признание ее, возможно, наконец переведут под домашний арест в родной Брянск, поближе к больному отцу. Переведут за «хорошее поведение»: она сотрудничала со следствием и, очевидно, все, что знала, рассказала. А кто, скажите, при наличии больного родственника, за которым к тому же ухаживать некому, будет вести себя плохо? И дай-то бог, чтоб 60-летнюю женщину из культурного учреждения наконец-то перестали держать в камере не пойми с кем.
А экс-продюсер «Студии» и экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, которого из свидетеля в один день (его, я думаю, он никогда не забудет) переквалифицировали в обвиняемые и упрятали за решетку? А экс-директор Юрий Итин?..
Если бы эти люди были единственными, кто в нашей стране с укорененными традициями честности действительно совершили что-то противоправно-ужасающее, то, может быть, они и заслуживали бы столь жесткой меры содержания. И уже за решеткой, в темнице сырой, смиренно дожидались решения своей участи, пока наш самый гуманный суд в мире не вынес бы им самый справедливый приговор. Или оправдал (а вдруг!), принеся свои извинения. Но поскольку к гуманности и справедливости в нашем суде мы, как нас ни приучают, так и не приучились, то хочется спросить: «Вы что, поймали самых злодейских злодеев и самых расхитительных расхитителей государственных средств?..»
А как же, простите, первая леди «Оборонсервиса» Васильева? Ей такие суммы «шили», за которые, казалось, зажмурившись расстреливают — без суда и следствия. Но нет, барышня, похожая на спелый молочный початок, дома картинки рисовала и стишата пописывала, с дальнейшим их публичным экспонированием в залах и публикацией в книжке. Вот какие домашние аресты бывают! Как творческая командировка от Союза писателей или художников. И красиво, замечу, закончившаяся: «поэтесса и живописец» Васильева имеет теперь хорошую должность в хорошем месте при Сердюкове. А если бы не домашний арест да суд?.. А депутату Митрофанову, вообще обвиненному чуть ли не в соучастии в заказном убийстве, почему-то позволено было покинуть страну, и никто его не ищет. Во всяком случае, нам об этом не известно.
Но у «театральных» заключенных таких заступников, как у Васильевой и других «пострадавших» высокопоставленных чиновников или разрешенных властью олигархов, нет.
Они, эти в общем-то рядовые, но с хорошей профессиональной репутацией труженики закулисья, понятно по каким таким причинам вдруг вышли на авансцену жизни. Во-первых, потому, что оказались связаны с именем гроим и публичным — режиссером Серебрениковым, во славу и благо которого, между прочим, трудились и, возможно, шли на нарушения. А во-вторых, они — из мира театра, который, как ни крути, в России пока еще больше чем театр. И, как подметил Чехов, «…если в обществе любят артистов и относятся к ним иначе, чем, например, к купцам, то это в порядке вещей».
Вообще, «дело Серебренникова» (именно так окрестили то, что началось 27 мая и никак не остановится, а только усугубляется) настолько запутано и туманно, что складывается впечатление, что все это делается неспроста. Публичная порка культурных деятелей (даже если они и виноваты в чем-то) устроена совсем не случайно: в назидание другим («и к вам придем, и вас проверим») — во-первых, и для демонстрации публике мысли — во-вторых: мол, «либералы от искусства» кричат о коррупции, а сами на народные налоги жируют, воруют и пр. И надо сказать, что порка эта как чисто тактический маневр на сегодняшний день удалась: достаточно почитать комментарии в соцсетях, где о театрах и деятелях культуры совсем нехорошо пишут. Особенно те, кто театру до сих пор предпочитал другие увеселительные заведения. А сюжеты на некоторых каналах TV так вообще выглядят «мочиловом».
Но в конце концов сейчас не так важны рассуждения, задуманная ли это властями акция по устрашению или действительно результат серьезного расследования экономических преступлений, приведшего в театральную студию, как очевидность мысли: и Малобродский, и Масляева, пока идет следствие, должны быть помещены под домашний арест, а не находиться в тюрьме. Тем более что за них просят уважаемые в стране режиссеры, директора, чей авторитет не вызывает сомнений. Кто-то собирается 28 июня в своих театрах провести акцию в поддержку арестованных и перед вечерними спектаклями обратиться к публике с разъяснениями ситуации.
Легко призывать к акциям, если ты отвечаешь только за свой аккаунт в ФБ. Но театры в нашей стране — практически все бюджетнозависимые, их содержит государство, и призывы их руководства митинговать перед спектаклями кажутся по крайней мере странными. Да и публика, заплатившая свои кровные, и немалые (средний поход вдвоем в столичный театр обходится в 4–5 тысяч рублей), вряд ли захочет в этом участвовать. Непременно найдутся несознательные граждане, которые начнут потом писать на сайтах театра про нарушение их прав. Что опять же в современных условиях только осложнит и без того непростую жизнь храмов Мельпомены.